Занятие 4

Тема занятия «Подросток и неподобающий контент»


Сроки проведения: 10.02. -25.02.2016

Вопросы для обсуждения:
1. Аморальный контент.
2. Секты в сети.
3. Пропаганда наркотиков в сети.
4. Киберсуицид.
5. Способы противостояния неподобающему контенту. Родительский контроль.
Практическая часть:
1. Обсуждение вопросов на форуме
2. Ярмарка идей «Как предупредить об этом, чтобы не заинтересовать?»
Домашнее задание: идея или разработка мероприятия для родителей и ли педагогов по теме занятия


Материалы для изучения:

дети смотрят


К опасному или вредоносному контенту относятся материалы ненавистнического и экстремистского характера, детская порнография, информация, пропагандирующая суицид, азартные игры и нанесение себе вреда, информация о том, как сделать или где приобрести наркотические вещества и др. Многие категории этого контента в России запрещены законодательством. К вредной для детей категории можно отнести эротику и порнографию, материалы, содержащие насилие, убийства, агрессию, жестокость, пропаганду нездорового образа жизни, а также материалы, оправдывающие насилие и противоправное поведение. Информация та кого рода может повысить у ребенка тревожность, расстроить его, вызвать страх, ужас, панику. Для детей и подростков в силу их неопытности угрозу представляет информация, содержащая ложные советы (например, об употреблении тех или иных лекарственных средств, приемов похудения и др.), пропаганду опасных для жизни и здоровья увлечений и игр, а также неэтичный контент (например, поданная под особым ракурсом информация о некоторых событиях и явлениях, нецензурная лексика и др.).


  Потенциальный вред от столкновения с негативным контентом и реакция ребенка на подобные материалы напрямую зависит от его возраста, индивидуальных особенностей, предыдущего опыта, психологического состояния и многих других факторов. По данным исследования «Дети России онлайн», детей в Интернете больше всего беспокоит и расстраивает опасный и вредоносный контент. На первом месте — агрессивный контент и агрессивное поведение в Интернете (эта категория относится к группе коммуникационных рисков, о которых мы будем говорить ниже): жестокость, насилие, агрессия, убийства (28 %), конфликты, оскорбления, кибербуллинг (9 %), экстремизм, терроризм, насилие на национальной почве (2 %). В целом такие аспекты тревожат и пугают 39 % всех опрошенных детей. На втором месте — порнографический контент (25 %). Информация о наркотиках и суицидах беспокоит 5 % детей. Стольких же расстраивает неэтичный контент в форме нецензурной лексики. В целом около половины опрошенных детей в возрасте 11–16 лет сталкивались с сайтами, несущими угрозу их физическому здоровью и благополучию, а также с сайтами, где пропагандируется насилие и жестокость. Среди девочек-подростков популярностью пользуются сайты, где обсуждаются различные диеты, способы похудения, но часто на подобных ресурсах встречаются опасные советы и рекомендации, следование которым способно привести к таким заболеваниям, как анорексия и булимия.
  Негативный контент в Интернете регулируется рядом законов, запрещающих или ограничивающих распространение информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей. Так в России Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» №436-ФЗ, действующим в России с сентября 2012 года, определены виды информации, запрещенной для распространения среди детей, а также информация, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено. Закон требует, чтобы ресурсы, содержащие запрещенную или ограниченную для распространения среди детей информацию, были промаркированы в соответствии с возрастными ограничениями.
    Белорусские депутаты 15 октября 2015 года приняли в первом чтении законопроект "О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь". Документ предусматривает внесение изменений и дополнений в несколько законов Беларуси, среди которых "О правах ребенка". Что касается этого закона, поправки закрепляют право ребенка на защиту от информации, причиняющей вред его здоровью и развитию. Кроме того, определяются сведения, которые способны оказать негативное влияние на здоровье, физическое и нравственное развитие ребенка. Прописаны условия и порядок оповещения о содержании информационной продукции, возможности причинения ею вреда здоровью и развитию ребенка путем присвоения информационной продукции соответствующего знака возрастной категории. 
   К информации, причиняющей вред здоровью и развитию ребенка, относятся любые сведения, которые способны оказать негативное влияние на здоровье, физическое, нравственное и духовное развитие ребенка определенной возрастной категории, в том числе информация:
  • побуждающая к нанесению телесных повреждений или самоубийству, описывающая средства или обстоятельства самоубийства;
  • поощряющая потребление, производство, распространение или приобретение наркотических средств, психотропных веществ и аналогов наркотических средств, психотропных веществ, токсических или других одурманивающих веществ, употребление табачных изделий, алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива;
  • призывающая детей к участию в азартных играх;
  • положительно оценивающая преступление или идеализирующая преступников, поощряющая антиобщественное поведение, ущемляющее человеческое достоинство, в том числе осуществление насильственных действий по отношению к людям или животным;
  • содержащая издевательства над человеком или группой людей либо их унижения в связи с этническим происхождением, национальной, расовой, половой принадлежностью, заболеванием, социальным положением, языком, вероисповеданием, убеждениями или взглядами;
  • поощряющая или положительно оценивающая жестокость, физическое, психическое, сексуальное насилие, сексуальную эксплуатацию, сексуальные отношения с участием детей;
  • поощряющая или положительно оценивающая занятие проституцией, попрошайничеством, совершение действий, связанных с изготовлением, распространением порнографических материалов или предметов порнографического характера, эротической продукции;
  • содержащая ненормативную лексику;
  • содержащая методики либо иные материалы о способах изготовления опасных для жизни и здоровья предметов и их использования;
  • поощряющая привычки, противоречащие формированию здорового образа жизни;
  • дискредитирующая институт семьи и брака;
  • представляющая изображение или описание в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
  • содержащая элементы порнографии и (или) эротики.
Аморальный контент  читать
Цифровые наркотики  читать
Киберсуицид               читать
Пропаганда сект         читать

Способы защиты от негативной информации    читать

Настройки безопасности в сервисах Google читать

Ответьте на вопросы анкеты. Предложите ответить на эти вопросы родителей Ваших учеников.

Подводим итоги:


0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.