Тема занятия «Подросток и неподобающий контент»
Сроки проведения: 10.02. -25.02.2016
Вопросы для обсуждения:
1. Аморальный контент.
2. Секты в сети.
3. Пропаганда наркотиков в сети.
4. Киберсуицид.
5. Способы противостояния неподобающему контенту. Родительский контроль.
Практическая часть:
1. Обсуждение вопросов на форуме
2. Ярмарка идей «Как предупредить об этом, чтобы не заинтересовать?»
Домашнее задание: идея или разработка мероприятия для родителей и ли педагогов по теме занятия
Материалы для изучения:
К опасному или вредоносному контенту относятся материалы
ненавистнического и экстремистского характера, детская порнография, информация,
пропагандирующая суицид, азартные игры и нанесение себе вреда, информация о
том, как сделать или где приобрести наркотические вещества и др. Многие
категории этого контента в России запрещены законодательством. К вредной для
детей категории можно отнести эротику и порнографию, материалы, содержащие
насилие, убийства, агрессию, жестокость, пропаганду нездорового образа жизни, а
также материалы, оправдывающие насилие и противоправное поведение. Информация
та кого рода может повысить у ребенка тревожность, расстроить его, вызвать
страх, ужас, панику. Для детей и подростков в силу их неопытности угрозу
представляет информация, содержащая ложные советы (например, об употреблении
тех или иных лекарственных средств, приемов похудения и др.), пропаганду опасных
для жизни и здоровья увлечений и игр, а также неэтичный контент (например,
поданная под особым ракурсом информация о некоторых событиях и явлениях,
нецензурная лексика и др.).
Потенциальный вред от столкновения с негативным
контентом и реакция ребенка на подобные материалы напрямую зависит от его
возраста, индивидуальных особенностей, предыдущего опыта, психологического
состояния и многих других факторов. По данным
исследования «Дети России онлайн», детей в Интернете больше всего беспокоит и
расстраивает опасный и вредоносный контент. На первом месте — агрессивный
контент и агрессивное поведение в Интернете (эта категория относится к группе
коммуникационных рисков, о которых мы будем говорить ниже): жестокость,
насилие, агрессия, убийства (28 %), конфликты, оскорбления, кибербуллинг (9 %),
экстремизм, терроризм, насилие на национальной почве (2 %). В целом такие
аспекты тревожат и пугают 39 % всех опрошенных детей. На втором месте — порнографический
контент (25 %). Информация о наркотиках и суицидах беспокоит 5 % детей.
Стольких же расстраивает неэтичный контент в форме нецензурной лексики. В целом около половины опрошенных детей в возрасте 11–16 лет сталкивались
с сайтами, несущими угрозу их физическому здоровью и благополучию, а также с сайтами,
где пропагандируется насилие и жестокость. Среди девочек-подростков
популярностью пользуются сайты, где обсуждаются различные диеты, способы
похудения, но часто на подобных ресурсах встречаются опасные советы и
рекомендации, следование которым способно привести к таким заболеваниям, как
анорексия и булимия.
Негативный контент в Интернете
регулируется рядом законов, запрещающих или ограничивающих распространение
информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей. Так в России Федеральным
законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
№436-ФЗ, действующим в России с сентября 2012 года, определены виды информации,
запрещенной для распространения среди детей, а также информация, распространение
которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено. Закон требует,
чтобы ресурсы, содержащие запрещенную или ограниченную для распространения
среди детей информацию, были промаркированы в соответствии с возрастными ограничениями.
Белорусские
депутаты 15 октября 2015 года приняли в первом чтении законопроект "О внесении
дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь". Документ предусматривает внесение изменений и дополнений
в несколько законов Беларуси, среди которых "О правах ребенка". Что
касается этого закона, поправки закрепляют право ребенка на защиту от
информации, причиняющей вред его здоровью и развитию. Кроме того, определяются
сведения, которые способны оказать негативное влияние на здоровье, физическое и
нравственное развитие ребенка. Прописаны условия и порядок оповещения о
содержании информационной продукции, возможности причинения ею вреда здоровью и
развитию ребенка путем присвоения информационной продукции соответствующего
знака возрастной категории.
К
информации, причиняющей вред здоровью и развитию ребенка, относятся любые
сведения, которые способны оказать негативное влияние на здоровье, физическое,
нравственное и духовное развитие ребенка определенной возрастной категории, в
том числе информация:
- побуждающая к нанесению телесных повреждений или самоубийству, описывающая средства или обстоятельства самоубийства;
- поощряющая потребление, производство, распространение или приобретение наркотических средств, психотропных веществ и аналогов наркотических средств, психотропных веществ, токсических или других одурманивающих веществ, употребление табачных изделий, алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива;
- призывающая детей к участию в азартных играх;
- положительно оценивающая преступление или идеализирующая преступников, поощряющая антиобщественное поведение, ущемляющее человеческое достоинство, в том числе осуществление насильственных действий по отношению к людям или животным;
- содержащая издевательства над человеком или группой людей либо их унижения в связи с этническим происхождением, национальной, расовой, половой принадлежностью, заболеванием, социальным положением, языком, вероисповеданием, убеждениями или взглядами;
- поощряющая или положительно оценивающая жестокость, физическое, психическое, сексуальное насилие, сексуальную эксплуатацию, сексуальные отношения с участием детей;
- поощряющая или положительно оценивающая занятие проституцией, попрошайничеством, совершение действий, связанных с изготовлением, распространением порнографических материалов или предметов порнографического характера, эротической продукции;
- содержащая ненормативную лексику;
- содержащая методики либо иные материалы о способах изготовления опасных для жизни и здоровья предметов и их использования;
- поощряющая привычки, противоречащие формированию здорового образа жизни;
- дискредитирующая институт семьи и брака;
- представляющая изображение или описание в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
- содержащая элементы порнографии и (или) эротики.
Цифровые наркотики читать
Киберсуицид читать
Пропаганда сект читать
Способы защиты от негативной информации читать
Настройки безопасности в сервисах Google читать
Ответьте на вопросы анкеты. Предложите ответить на эти вопросы родителей Ваших учеников.
Подводим итоги:
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.